Педиатрия

На сегодняшний день все больше людей находят альтернативные системы питания, среди которых наиболее распространено вегетарианство. Вегетарианство – это система питания, подразумевающая исключение (или ограничение) в рационе продуктов животного происхождения. Белок мясных продуктов в рационах заменяется белком растительного происхождения (в первую очередь речь идет о бобовых). В вегетарианстве выделяют несколько направлений. Строгое вегетарианство предполагает полное исключение всех животных продуктов — молочных, мяса, рыбы, птиц, яиц. Наиболее жесткие вегетарианцы – веганы – употребляют в пищу только сырые растительные продукты. Рацион строгого вегетарианца состоит из злаков, бобовых, орехов, овощей фруктов, ягод, зелени. В вегетарианстве существуют и менее строгие направления – лактовегетарианство (используют молочные продукты) и оволактовегетарианство (молочные продукты и яйца).

Причины обращения к вегетарианству различны: религиозные, философские убеждения, стремление следовать тенденциям здорового питания. Как правило, вегетарианство – не просто система питания, а жизненная философия. Чаще всего стереотип питания в семье – главная причина для подражания, и в семье вегетарианцев вряд ли появится мясоед. Следует помнить, что негативное отношение к мясным продуктам может привести к анемии и патологическим изменениям со стороны ЖКТ. К неблагоприятным последствиям приводит не употребление, а злоупотребление продуктами животного происхождения. Некоторое ограничение продуктов животного происхождения может быть полезным для людей зрелого и пожилого возраста. Но полное их исключение из рациона питания не оправдано, особенно у детей раннего возраста. Продукты животного происхождения – источник основных факторов роста (высококачественного белка, цинка, витаминов группы В) и холестерина – главной составляющей           всех клеточных мембран, необходимого также для синтеза стероидных гормонов (в т.ч. половых). Именно из мяса легче усваивается железо, дефицит которого чаще всего встречается у детей раннего возраста. Исследования, посвященные изучению состояния вегетарианцев, выявили проблемы с обеспеченностью витамином В12, В1, а также цинком и железом, биодоступность которых из продуктов растительного происхождения крайне низка. Среди вегетарианцев закономерно выше частота анемии (как за счет недостатка железа, так и витамина В12), а у детей, кроме того, — рахита и задержки роста. Риск развития этих состояний частично устраняется у лакто- и особенно оволактовегетарианцев. Специалисты не рекомендуют придерживаться вегетарианства детям, беременным и кормящим женщинам, а также в случае определенных проблем со здоровьем.

Если вы или ваш ребенок все-таки хотите стать/являетесь вегетарианцем, то необходимо подойти к этому вопросу разумно: сообщить об этом лечащему доктору и обратиться к диетологу. Вегетарианский рацион ребенка обязательно должен содержать достаточное количество белка и дополняться приемом витаминно-минеральных комплексов с учетом возраста и индивидульных особенностей. Лучшим видом для детей является оволактовегетарианство. Детям младшего возраста альтернативой молочных продуктов могут стать смеси на основе изолята соевого белка, в которые дополнительно вводятся аминокислоты метионин и триптофан, что позволяет повысить их биологическую ценность до уровня молочных белков. Подобные смеси рекомендованы к использованию у детей раннего и младшего возраста.

 

 

Инфекционные экзантемы.

 

Инфекционная экзантема Джанотти-Крости  (папулезный акродерматит у детей) — вирусное заболевание детей дошкольного возраста. Точная причина не установлена, предполагают возмож­ную роль вируса герпеса 6 типа, цитомегаловируса, вируса Коксаки, парвовируса типа В19 и пара­гриппа. Контагиозность невысокая, вид передачи не изучен.

Часто заболеванию предшествует эпизод ОРВИ, в некоторых случаях наблюдается субфебрилитет, увеличение печени и селезенки, диарея. В дальнейшем на фоне хорошего самочувствия ребенка развивается сыпь, локализующаяся обычно на: разгиба­тельных поверхностях конечностей, чаще бедер и предплечий, области ягодиц, т. е. акродерматит. Сыпь представляет собой просо­видные красные узелки или пузырьки со склонностью к слиянию. Туловище, как правило, не поражается, может наблюдаться на лице, особенно у детей старшего возраста. Сыпь симметричная, различной интенсивности. Зуд отсутствует или кратковременный и минимальный. Экзантема сохраняется в течение 2-8 недель. Редко развивается увеличение нескольких групп лимфоузлов, субклинический гепатит (увеличение печеночных ферментов).

При значительном объеме поражения и сухости применяются увлажняющие средства или топиче­ские стероиды (например, локоид липокрем).

Прогноз благоприятный, разрешается заболевание самостоятельно.

 

Инфекционная эритема, пятая болезнь, — инфекционная экзантема, вызванная парвовирусом (типа В19). Поражает в основном детей и взрослых молодого возраста. Пик заболеваемости приходится на зимние и первые месяцы весны. Чаще наблюдается у девочек. Передается воздушно-капельным путем. Больной заразен в последние дни инкубационного периода и первые дни болезни. При появлении сыпи больной уже не заразен. Но инфекционная экзантема возникает только у 15-20% заболевших.

Симптомы болезни: повышение температуры тела, конъюктивит, катаральные симптомы (покраснение горла, насморк, першение), кашель, боли в мышцах. Через несколько дней появляется покраснение щек, т.н. симптом «нашлепанных щек».  Еще через 1-3 дня появляется симметричная сыпь на шее, разгибательных поверхностях конечностей,  иногда на туловище.

Сыпь пятнистая, местами узелковая. Очень характерна сыпь в виде гирлянд, колец, «кружевная» и различных рисунков. Зуд практически отсутствует. Сыпь разрешается медленно, в течении 1-4 недель. Могут быть «ложные рецидивы» — волнообразно чередуются периоды уменьшения и увеличения интенсивности сыпи. Провоцироваться это может раздражением кожи, факторами окружающей среды  (солнце, горячая ванна), стресс.

Помимо этого, парвовирус может быть причиной синдрома «перчаток и носков». Типичные проявления: быстро нарастающий отек ладоней и стоп, с последующим  появлением сыпи, имеющей четкую границу на запястьях и лодыжках (иногда высыпания локализуются на локтях, коленях, ягодицах, тыльной поверхности стоп и кистей). Сопровождается недомоганием, болью в суставах и мышцах, субфебрильной температурой.

В подавляющем большинстве случаев заболевание протекает без осложнений. У пациентов с гемоглобинопатиями и аномалиями эритроцитов (талассемии, серповидноклеточная анемия) возможно развитие кризовых состояний.

Инфекционная экзантема несет опасность для беременных, не болевших данным заболеванием ранее (из-за угрозы выкидыша, внутриутробного инфицирования плода и развития серьезных патологий). При контакте беременной с пациентом, стра­дающим инфекционной экзантемой, требуется ультразвуковой мониторинг и контроль уров­ня α-фетопротеина в динамике. Изолированное определение IgG к парвовирусу  19 типа клини­ческого значения не имеет.

Специфического лечения не разработано, местная терапия сыпи не показана. Возможно симптоматическое лечение.

У беременных с сим­птомами инфекционной экзантемы необходимо провести определение IgM и исследование мето­дом полимеразной цепной реакции на наличие парвовируса В19.

 

Консистенция пищи и виды кулинарной обработки

Консистенция пищи и виды кулинарной обработки. С развитием у ребенка навыка жевания консистенция блюд должна постепенно меняться – от жидкой и пюреобразной к более плотной. Если ребенка в этом возрасте не приучить есть более плотную пищу, требующую прежевывания, не укреплять жевательную мускулатуру, не совершенствовать умение произвольно управлять движениями органов артикуляции (языком, челюстью, губами), то в дальнейшем сформировать это будет очень сложно. Также будет проблематично устранить привычку малыша принимать только жидкую и хорошо знакомую пищу, что в свою очередь станет препятствием для расширения пищевого рациона. Для детей раннего возраста важно соблюдать правила кулинарной обработки пищи. Технология приготовления предусматривает использование наиболее щадящих методов. Для детей до 1,5 лет сохраняется еще относительно высокая степень механической обработки продуктов, блюда протираются или измельчаются, овощи хорошо развариваются. Сырые овощи и фрукты натирают на мелкой терке. Мясо и рыбу готовят в виде суфле, тефтелей, паровых котлет. Рекомендуется отваривание, запекание, тушение, приготовление на пару. Для детей старше 1,5 лет постепенно уменьшают степень механической обработки. Пюрированные блюда вытесняют более плотными, которые требуют активного жевания. Каши хорошо разваривают, но не протирают. В питании детей можно использовать различные крупяные и овощные запеканки, а вареные и тушеные овощи нарезают мелкими кусочками. Салаты готовят из нашинкованных и мелко нарезанных сырых и вареных овощей, заправляют растительным маслом.

В рацион вводят мелко нарезанные кусочки рагу из мяса или птицы. Рыбу, предварительно освобожденную от костей, дают в отварном виде или в виде котлет. Свежие фрукты следует очищать от косточек и нарезать кусочками.  Целью приготовления пищи наряду с достижением вкусовых качеств должно стать сохранение максимального количества полезных веществ. Потери витаминов происходят в процессе переработки. Значительная часть витаминов разрушается при варке, а также вследствие воздействия влаги и воздуха. Именно поэтому для обеспечения сохранности витаминов овощи, подлежащие отвариванию в очищенном виде, чистят непосредственно перед варкой. Овощи закладывают в первые блюда не ранее чем за 10-15 мин. до конца варки. Мясо опускают в холодную воду и варят до готовности. Рыбу наоборот заливают горячей водой. Солить пищу целесообразно в несколько этапов, маленькими порциями до нужного вкуса. Еще раз необходимо подчеркнуть, что на вкус взрослого человека блюда для маленьких детей должны казаться недосоленными.

 

Нарушения пищевого поведения и их коррекция

Нарушения пищевого поведения и их коррекция. Аппетит – это эмоциональное побуждение к приему пищи с заранее предвкушаемым удовольствием от предстоящей еды. Еда с аппетитом улучшает переваривание и усвоение пищи. Рационально организованное кормление ребенка способствует нормальному становлению его аппетита, развитию вкусовых ощущений, активной заинтересованности в еде. Формирование пищевого поведения, изменения пищевого рациона, происходящее на разном возрастном этапе, а также их патологическое искажение во многом зависят от внешних условий среды, в том числе воспитания.

Следует помнить, что закладываемые в раннем возрасте пищевые привычки, предпочтения и стиль пищевого поведения с высокой долей вероятности сохранятся в более старшем и взрослом возрасте.

Решающая роль формирования аппетита принадлежит центральной нервной системе. Раздражителями являются вид, запах, вкус, температура пищи, способ приготовления, время и место приема пищи. Отношение к этим факторам вырабатывается у ребенка с раннего детства на основе традиций в семье. На втором году жизни дети охотно имитируют поведение за столом родителей и других родственников. Существуют как позитивные традиции «пищевого стереотипа», так и негативные (обильное и беспорядочное питание, склонность к высококалорийной и вредной пище).

Нарушения пищевого поведения у детей раннего возраста появляются в силу дискоординации физиологических и психологических процессов в организме, с помощью которых возникает и утоляется чувство голода и наступает ощущение насыщения. Трудно накормить детей эмоциональных, впечатлительных, которых любое незначительное событие способно отвлечь от еды.

Помимо этого аппетит и пищевые предпочтения определяются состоянием ЖКТ. При некоторых болезнях ЖКТ избирательность в еде и отказ от продуктов связано с непроизвольным стремлением ребенка оградить себя от неприятных болевых ощущений.

Возникшие нарушения пищевого поведения могут быть либо сглажены, либо многократно усилены отношением родителей к процессу кормления. Так, высокий уровень тревожности и эмоционального напряжения матери, излишняя фиксация на теме питания негативным образом влияют на поведение ребенка, закрепляя патологические привычки.

Родителям важно придерживаться следующих рекомендаций:

избегать перекусов: в случае необходимости ребенка можно перевести на дробный режим питания, который должен строго наблюдаться в течение дня

учитывать особенности нервной системы ребенка: необходимо заранее, до начала еды, дать возможность ему успокоиться, перейти к менее подвижным и эмоциональным играм, обеспечить спокойную обстановку во время приема пищи

соблюдать ритуалы при подготовке к приему пищи: например, полезна совместная сервировка стола с использованием красивых салфеток, яркой детской посуды, интересно оформленных блюд

соразмерять количество предлагаемой пищи с возрастом ребенка и его аппетитом

не поощрять ребенка лакомствами

не превращать пищу в средство наказания

следить за вкусовым разнообразием пищи

при необходимости обеспечить адекватную замену продуктам и блюдам, от которых ребенок отказывается: в ситуации, когда ребенок не воспринимает тот или иной продукт, рекомендуется на время исключить его из питания, а затем предложить вновь. Иногда новое блюдо предлагают не менее 10-15 раз, пока малыш его не «распробует»

не акцентировать чрезмерно внимание на процессе питания ребенка и проблеме избирательного аппетита, не обсуждать при нем эти темы.

Если вкусовые пристрастия ребенка четко определились, нет оснований категорически настаивать на продукты, от которого упорно отказывается. В этом случае необходимо отвергаемый продукт заменить на другой, близкий по пищевой ценности, и желательно из той же пищевой группы. Например, 100 г говядины могут восполнить отсутствие такого же количества куриного мяса, 120 г трески, 130 г 18% творога. Альтернативой кефиру может стать йогурт, биолакт, сыр или творог.У детей с нарушенным аппетитом необходимо учитывать их индивидуальные потребности и возможности широких колебаний аппетита. И стоить отметить, что в таких ситуациях очень важна совместная работа мамы, педиатра и психолога.

 

 

Памятка родителям. Как вести пищевой дневник?

Что это такое? Дневник, куда фиксируются все продукты, употребляемые в пищу и реакция на них.

Цель пищевого дневника – выявление пищевого продукта, являющего причиной развития аллергических реакций.

Длительность ведения в среднем составляет 4 недели.

Пример:

Дата, время приема пищи Пищевые продукты (сотав, объем, способ приготовления) Сотояние, жалобы, наличие симптомов, время их появления, динамика состояния в течение дня Стул, время, характер стула Отметить прием лекарств, их переносимость, вопросы

 

Интенсивность проявления симптомов:

«-» — симптом отсутствует

«+» — выражен слабо

«++» — средней степени тяжести

«+++» — резко выраженный симптом

 

Диетология

Питание детей с 1 до 3 лет. На сегодняшний день информации по кормлению до года, прикорму достаточно. А вот о питании младшего возраста написано мало, разрозненно. Некоторые до сих пор считают, что по достижению ребенка годовалого возраста, его нужно сажать за общий стол. Поэтому сначала рассмотрим сначала особенности детского питания этого возраста.

Питание должно удовлетворять основные потребности детей в макро- и микронутриентах.

Необходимо соблюдать разумное разнообразие рациона.

Важно ежедневно включать в рацион ребенка основные группы продуктов (о них ниже).

Следует учитывать индивидуальные особенности ребенка, семейные традиции и национальные особенности.

Для детей раннего возраста рекомендуется режим питания с 5 приемами пищи, из которых 3 основных и 2 дополнительных кормления.  Дополнительный прием пищи – полдник. Также возможны молочный напиток перед сном и/или второй завтрак перед прогулкой. При желании мать может ребенка прикладывать к груди 1-2 раза в сутки до 2-летнего возраста.

Соблюдение режима питания для ребенка раннего возраста имеет принципиальное значение. Это способствует выработке условного пищевого рефлекса на определенное время приема пищи, что обеспечивает ритмичную работу ЖКТ. Предпочтительно, чтобы часы приемов пищи оставались постоянными.

Основные группы продуктов питания.

  1. Молочные продукты (молочные смеси, цельное молоко, йогурт, кефир, творог, сыр). В состав молока входит более 100 различных компонентов, которые хорошо сбалансированы и хорошо усваиваются.
  2. Мясо животных и птицы (говядина, тощая свинина, баранина, кролик, куры, индейка) при условии невысокого содержания в них жира. Исключение составляет мясо уток и гусей, где количество жира изначально велико. Мясо – источник полноценного белка, витаминов группы В, цинка и легкоусвояемого железа. Здесь же стоит развеять один миф: в печени уровень белка и железа ниже, чем в мясе, но выше содержание других микронутриентов (цинк, медь, марганец). Однако уровень токсичных веществ в ней также велик. Поэтому печень не следует использовать в питании чаще 1 раза в 7-10 дней.

К мясным продуктам относят также колбасные изделия – колбасы, сосиски, сардельки и др. Качество и пищевая ценность их значительно ниже, т.к. они содержат меньше белка, а калорийность выше, поскольку в них содержится значительное количество жиров, а также соль, специи и пищевые добавки, в связи с чем использовать гастрономические изделия в питании детей до 3 лет не рекомендуется.

  1. Рыба и морепродукты. Также являются источником высококачественного белка, богаты йодом, фтором, медью, цинком, жирорастворимыми витаминами А и D, полиненасыщенными жирными кислотами. Достоинством рыбы является является легкость ее усвоения за счет небольшого количества соединительной ткани. Высокой пищевой ценностью обладают жиры рыб. Особенно богаты ими рыбы холодных северных морей (семга, скумбрия, сельдь, палтус). Именно поэтому в питании детей должны присутствовать как нежирные сорта рыбы, так и жирные. Копченую, соленую рыбу и икру в рацион питания детей первых 3 лет жизни не включают из-за избыточного содержания соли. Не рекомендуются также в этом возрасте морепродукты (крабы, креветки, кальмары, мидии, омары и т.п.) в связи с их высокой потенциальной аллергенностью. Рыба используется 2-3 раза в неделю.
  2. Яйца птицы (куриные, перепелиные) являются источником полноценного белка, холестерина, лецитина, витаминов А, Е, D. В рацион детей старше года включается не только желток, но и белковая часть. Детям рекомендуется давать 2-3 яйца в неделю , сваренных вкрутую, в виде омлета, добавленных в запеканки, сырники и другие блюда. Яйца водоплавающих птиц (утки, гуси) в питании детей не используются, т.к. чаще инфицированы сальмонеллой.
  3. Фрукты и овощи должны присутствовать разнообразные, за исключением тех, которые имеют высокую кислотность и терпкий вкус (редька, редис). Овощи, фрукты и ягоды – ценнейший источник витаминов, минеральных веществ, антиоксидантов, разнообразных органических кислот. Картофель – калий, витамин С, В, каротин. Капуста – клетчатка, калий, фосфор, витамин С. Морковь – каротин, калий, железо. Свекла – клетчатка, углеводы, калий, кальций, железо. Кабачки, патиссоны – калий, клетчатка. Томаты – калий, медь, железо, витамин С, каротин. Огурцы – витамин В5, калий, фолиевая кислота. Лук, чеснок – фитонциды, богаты углеводами. Сладкий перец – витамин С, каротин. Салат, шпинат, щавель – витамин С, фосфор, йод. Укроп, петрушка, кинза, сельдерей – витамин С, каротин, железо. Яблоки, груши- железо, витамин С. Фрукты и овощи должны присутствовать в рационе ежедневно, как в виде самостоятельного блюда, так и в виде гарнира. В сухофруктах в несколько раз больше минеральных веществ, сахаров, клетчатки. Сухофрукты можно использовать для приготовления компотов, киселей, десертов, добавлять в каши. К растительным продуктам моря относят ламинарию – морскую капусту. Ламинария богата йодом в органической форме и легко усваивается. Ежедневное употребление 20-25 г морской капусты может обеспечить суточную потребность в йоде. Салат из морской капусты (без добавления уксуса) можно вводить уже с 1,5-2 лет.
  4. Хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия, крупы – источник растительных белков, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов. Включение в рацион хлеба способствует формированию челюстно-лицевого аппарата ребенка. Среди круп первое место по пищевой ценности принадлежит гречневой и овсяной. Наименьшая пищевая ценность у манной крупы. Рассмотрим крупы по убыванию количества белка: гречневая пшено кукурузная ячневая и перловая рисовая овсяная пшеничная манная. В рационе ребенка ежедневно должны присутствовать разнообразные крупы и хлеб, периодически – макаронные изделия.
  5. Представители семейства бобовых – фасоль, горох, чечевица, соя – отличаются высоким содержанием растительного белка. Биологическая ценность бобовых несколько уступает таковой мясным продуктам. В питании детей первых лет жизни используются горох, фасоль и чечевица. Предпочтение отдается зеленому горошку (свежему или замороженному) и стручковой фасоли. Бобовые могут присутствовать в рационе не более 2-3 раз в неделю, их необходимо тщательно разваривать и по возможности освобождать от грубоволокнистой кожицы. Соевые бобы в питании не используются, применяются лишь детские смеси на основе изолята соевого белка.
  6. Пищевые жиры – основной источник энергии – улучшают вкусовые качества пищи, обеспечивают чувство сытости. Жиры подразделяются на 2 класса – животные (сливочное и топленое масло, бараний, свиной, говяжий, жир рыб) и растительные, которые вырабатываются из плодов подсолнечника, зерен кукурузы, плодов оливы, бобов сои и др. В питании ребенка адекватно должны сочетаться животные и растительные жиры. Из животных в питании используют сливочное масло (10-20 г/сут), другие жиры использовать не рекомендуется. Растительные жиры должны присутствовать в рационе ежедневно, учитывая содержание в них эссенциальных жирных кислот (10-15 мл). Рекомендовано использовать различные растительные масла в рационе. Комбинированные жиры и маргарины в детском питании не используются.
  7. Сахар и кондитерские изделия. Используются в питании лимитировано. Не чаще 2-3 раз в неделю в количестве 10 г, предлагаются после приема пищи. Кондитерские изделия, разрешенные к питанию: зефир, пастила, мармелад, варенье, повидло или джем, печенье, вафли. Следует помнить, что чрезмерное потребление сладостей снижает аппетит, усиливает аллергические реакции, способствует развитию кариеса и избыточной массы тела. Кондитерские изделия, имеющие в своем составе маргарины, разрыхлители, искусственные красители и ароматизаторы (сдобное печенье, отдельные виды мармелада, вафель, пряников) не должны использоваться в питании детей. Шоколад, наряду с высокой энергетической ценностью, обладает потенциальной аллергенностью. Как самостоятельный  продукт шоколад не рекомендуется использовать до 3 лет. Общее количество сахара не должно превышать 10% от суточной калорийности рациона, т.е. не более 25-30 г. Важно не давать ребенку сладкое в качестве награды или поощрения и в перерывах между кормлениями.
  8. Вкусовые продукты – чай, кофе, пряности, приправы. Напитки из чая и кофе имеют вкусовое и тонизирующее значение. Главное значение имеют биологически активные компоненты, содержащие в чае – кофеин, теофиллин, биофлавоноиды, дубильные вещества (танины) и эфирные масла. В рационы детей младшего возраста включают некрепкий черный, зеленый, травяной и фруктовые чаи, а также суррогатный кофе (кофейный напиток), который может производиться из ячменя, овса, ржи, цикория, сои, каштанов. Натуральный кофе в питании детей не используется. В рацион детей включают какао. Следует помнить, что чай, кофейный напиток, какао не желательно использовать после рыбных и мясных блюд, т.к. содержащиеся в этих напитках вещества препятствуют усвоению ряда нутриентов.
  9. Соли и специи, пищевые кислоты . Необходимо выработать у ребенка пищевую привычку не злоупотреблять солью. При приготовлении пищи для ребенка необходимо ограничивать использование соли. Дополнительное подсаливание продуктов промышленного производство для детей 1-3 лет запрещено. Для приготовления пищи в сутки достаточно до 3 г соли. Для профилактики йододефицита рекомендовано использовать йодированную соль. Полуфабрикаты и соусы (майонез и т.п.) не рекомендованы для питания детей. Специи (пряности). В детской кулинарии применяются очень ограничено. Разрешено: сладкий и белый перец, лавровый лист, базилик, тмин, тимьян, кориандр, майоран, розмарин, душистый перец, ваниль и корицу. Из пищевых кислот (лимонная и уксусная) в детском питании ограничено применяют только лимонную для приготовления сладких блюд и салатов. Столовый, винный, яблочный, плодово-ягодный и др. виды уксусов не используются.

Консистенция пищи и виды кулинарной обработки. С развитием у ребенка навыка жевания консистенция блюд должна постепенно меняться – от жидкой и пюреобразной к более плотной. Если ребенка в этом возрасте не приучить есть более плотную пищу, требующую прежевывания, не укреплять жевательную мускулатуру, не совершенствовать умение произвольно управлять движениями органов артикуляции (языком, челюстью, губами), то в дальнейшем сформировать это будет очень сложно. Также будет проблематично устранить привычку малыша принимать только жидкую и хорошо знакомую пищу, что в свою очередь станет препятствием для расширения пищевого рациона. Для детей раннего возраста важно соблюдать правила кулинарной обработки пищи. Технология приготовления предусматривает использование наиболее щадящих методов. Для детей до 1,5 лет сохраняется еще относительно высокая степень механической обработки продуктов, блюда протираются или измельчаются, овощи хорошо развариваются. Сырые овощи и фрукты натирают на мелкой терке. Мясо и рыбу готовят в виде суфле, тефтелей, паровых котлет. Рекомендуется отваривание, запекание, тушение, приготовление на пару. Для детей старше 1,5 лет постепенно уменьшают степень механической обработки. Пюрированные блюда вытесняют более плотными, которые требуют активного жевания. Каши хорошо разваривают, но не протирают. В питании детей можно использовать различные крупяные и овощные запеканки, а вареные и тушеные овощи нарезают мелкими кусочками. Салаты готовят из нашинкованных и мелко нарезанных сырых и вареных овощей, заправляют растительным маслом.

В рацион вводят мелко нарезанные кусочки рагу из мяса или птицы. Рыбу, предварительно освобожденную от костей, дают в отварном виде или в виде котлет. Свежие фрукты следует очищать от косточек и нарезать кусочками.  Целью приготовления пищи наряду с достижением вкусовых качеств должно стать сохранение максимального количества полезных веществ. Потери витаминов происходят в процессе переработки. Значительная часть витаминов разрушается при варке, а также вследствие воздействия влаги и воздуха. Именно поэтому для обеспечения сохранности витаминов овощи, подлежащие отвариванию в очищенном виде, чистят непосредственно перед варкой. Овощи закладывают в первые блюда не ранее чем за 10-15 мин. до конца варки. Мясо опускают в холодную воду и варят до готовности. Рыбу наоборот заливают горячей водой. Солить пищу целесообразно в несколько этапов, маленькими порциями до нужного вкуса. Еще раз необходимо подчеркнуть, что на вкус взрослого человека блюда для маленьких детей должны казаться недосоленными.

В питании детей первых 3 лет жизни НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ:

грибы

закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты

консервированные продукты домашнего приготовления

консервированные продукты в томатном соусе

сухие концентраты для приготовления гарниров

острые соусы, горчица, хрен, перец, уксус, майонез

натуральный кофе

соки и напитки в виде сухих концентратов

сладкие газированные напитки

продукты, содержащие пищевые добавки (ароматизаторы, красители искусственного происхождения, в том числе жевательная резинка)

комбинированные жиры

торты и пирожные

 

 

Поговорим о достаточно распространенной проблеме в педиатрии – пищевой аллергии.

Пищевая аллергия (ПА) – это вызванная приемом пищевого продукта патологическая реакция, в основе которой лежат иммунные механизмы. В подавляющем большинстве случаев причинно-значимыми аллергенами при ПА являются белки. Также имеет значение количество поступивших в организм белковых молекул, т.к. несостоятельность барьерной функции слизистой желудочно-кишечного тракта (особенно у детей младшего и раннего возраста, детей с хроническими и острыми патологиями ЖКТ) приводит к избыточному контакту аллергенов с клетками слизистой, что вызывает аллергические реакции. В так называемую «большую восьмерку» продуктов, наиболее часто вызывающих аллергические реакции, входят: коровье молоко, куриное яйцо, соя, арахис, орехи, пшеница, морепродукты и рыба.

Аллергены можно разделить на термолабильные (разрушающиеся при термообработке) и термостабильные (сохраняются).

Белок коровьего молока (БКМ) – ведущий аллерген по клинической значимости. Аллергенными свойствами обладает молоко и других млекопитающих, в том числе козье!

Важное значение имеют перекрестные аллергические реакции на различные пищевые продукты, которые обусловлены сходным строением белка (например, пыльца березы – яблоко, латекс – ананас, пыльца амброзии – дыня, банан и т.д.).

Какие могут быть проявления пищевой аллергии? Зависит от индивидуальных особенностей и задействованных органов. Это могут быть:

— сыпь, чаще зудящая, ограниченная или распространенная

— легкая отечность, либо ангиоотек

— насморк, конъюктивит

— тошнота, рвота, боли в животе и диарея, слизь и кровь в стуле (аллергический колит)

— анафилактический шок

Диагностика ПА. На сегодняшний день единого достоверного общепризнанного диагностического теста не существует. Диагноз выставляется на основании клинической картины, анамнеза заболевания, а также полного исчезновения клинических симптомов на фоне элиминационной диеты.

Провокационные тесты (открытые и «слепые» тесты с пищевыми продуктами, подозреваемыми в развитии аллергии) на территории РФ не сертифицированы и не проводятся, в связи с высоким риском развития тяжелых аллергических реакций, в т.ч. анафилактического шока, для пациента.

Общий и специфический иммуноглобулин Е (Ig E/sIgE). Иммуноглобулин Е – один из белков иммунной системы человека, отвечающий за аллергию. При попадании в организм аллергена (антигена) происходит его взаимодействие с иммуноглобулином Е, образуется комплекс антиген-антитело и запускается ряд реакций организма, которые обуславливают клинические проявления аллергии (например, сыпь, насморк, бронхит и т.д.). Поэтому в диагностике используют определение общего Ig E. Также есть специфический Ig E – к какому либо продукту/веществу (существуют как отдельное обследование, так и т.н. «аллергопанели»). Здесь следует отметить, что данная диагностика достаточно сложна для интерпретации, т.к. положительные результаты свидетельствуют только о повышенной чувствительности к какому-либо веществу (повышенный риск аллергии). И, напротив, отсутствие специфических Ig E не исключает диагноз ПА. Поэтому все полученные результаты должны быть интерпретированы врачом, исходя из данных анамнеза и клиники конкретного ребенка!

ВАЖНО! У части пациентов аллергия протекает по иному пути: иммуноглобулин G4-опосредованная, т.е. когда общий Ig E в пределах нормы.

Специальной подготовки к данным анализам не требуется, рекомендовано сдавать натощак утром.

Кожное тестирование (кожные скарификационные пробы, прик-тесты). Должно выполняться квалифицированным персоналом в условиях клиники. Обычно тестирование выполняют в зоне предплечья. Врач обрабатывает ее при помощи спирта, наносит препараты. Обязательно вносятся капли гистамина и раствора хлорида натрия для положительного и отрицательного контроля.

Используются и растворы аллергенов, они наносятся в виде небольших капель. Врач использует ланцет, с его помощью выполняет уколы на глубину 1-1,5 мм. Вещества проникают внутрь кожного покрова и тканей, через несколько минут происходит оценка результатов.

Противопоказаниями к данному тесту являются: наличие в анамнезе анафилактических реакций, прием бета-блокаторов, выраженное обострение аллергического заболевания, дерматографичекая крапивница, детский возраст до 2 лет.

Важным аспектом в диагностике ПА являются реакции на пищу не иммунного характера. Клинически эти реакции могут не отличаться от истинно аллергических. Наиболее частые продукты, вызывающие псевдоаллергические реакции (содержат гистамин, тирамин, гистаминолибераторы): ферментированные сыры, квашеная капуста, вяленая ветчина, говяжьи сосиски, свиная печень, консервированный тунец, филе сельди, консервированная копченая селедочная икра, шпинат, томаты, сыры – рокфор, камамбер, бри, чеддер, шоколад, бобы какао. Также характерны не иммунные реакции при употреблении тунца, скумбрии, макрели (за счет высокого содержания гитидина). Помимо этого, причиной развития реакций на пищевые продукты может стать не сам продукт, а различные пищевые добавки (например, наиболее часто дают реакции Е 102, Е 104, Е 120, Е 122, Е 124, Е 132, Е 155; соединения серы Е 220-227; нитриты Е 249, 250, 252; глютаматы Е 621-625). Возможны реакции на пестициды, фторсодержащие, хлорорганические соединения, антибиотики, грибки.

Ведение пищевого дневника. Это учет всех продуктов, медикаментов, реакций на них

Лечение ПА. Медикаментозная терапия подбирается только с врачом с учетом возраста, клинических проявлений и индивидуальных особенностей. Из лекарств чаще всего могут быть назначены антигистаминные препараты 2 поколения (дезлоратадин, лоратадин, левоцетиризин, цетиризин), но они не являются терапией причины, а лишь в некоторой степени уменьшают клинические проявления.

Самое важное – исключение причинно-значимых аллергенов, т.е. элиминационная диета. Подробнее о диетических рекомендациях я расскажу в следующей статье.

Обучение родителей, членов семьи и самого ребенка – это также важный аспект терапии. Семья и пациент должны знать основные симптомы, характер возможных реакций и все возможные (для конкретного пациента) факторы, провоцирующие обострения.

Профилактические мероприятия проводятся у детей с из групп высокого риска (например, когда у обоих родителей есть аллергические заболевания). Это диетопрофилактика с исключением наиболее частых аллергенов. Беременным женщинам гипоаллергенная диета не показана (за исключением случаев, когда сама женщина страдает аллергическим заболеванием), а в период грудного вскармливания целесообразно сформировать полноценный разнообразный рацион с ограниченным использованием в питании наиболее распространенных аллергенов. У детей из групп риска, находящихся на искусственном или смешанном вскармливании целесообразно применение гипоаллергенных смесей. Ключевым правилом прикорма у таких детей является введение монокомпонентных продуктов и не более 1 продукта в неделю. Сроки введения прикорма соответствуют рекомендованным для здоровых детей.